Автор Андрей Беляков
12.03.2008 10:36 (Обновлено: 20.08.2021 12:19)
Здоровье » Здоровье и профилактика
Подавляющее большинство перенесших инфаркт может спокойно вернуться к вождению автомобиля. В некоторых случаях наличие своей машины оказывается не только не вредно, но и чрезвычайно полезно. Согласитесь, одно дело добираться до работы пешком или толкаться в городском транспорте и совсем другое — спокойно ехать в собственной машине. Но только действительно спокойно.
Какие постинфарктные показатели влияют на возможность вождения?
Мозг первое время медленно обрабатывает информацию. У человека снижается скорость восприятия и реакции, что мешает ему своевременно отреагировать на дорожную ситуацию. Обширный инфаркт приводит к образованию множественных рубцов, нарушающих сократительную функцию мышцы. Это нередко провоцирует потери сознания или повторные приступы.
Перечень оценочных критериев, не позволяющих самостоятельно ездить машиной:
- нестабильное психоэмоциональное состояние;
- физическая слабость и медленная скорость восстановления;
- миокард сильно пострадал в результате нарушения кровообращения;
- есть аритмия или тахикардия.
Наличие одного из данных показателей (а они первое время проявляются абсолютно у всех) препятствует человеку лично ездить за рулем. Пока состояние не стабилизируется, ему ради собственной безопасности рекомендуется передвигаться другим способом. Если оценочные критерии соответствуют нормам восстановления, автолюбитель может получить разрешение управлять наземным транспортом.
Когда сердце и нервная система окрепнут настолько, что человек себя спокойно чувствует за рулем, врачи ему позволяют ездить машиной. Это входит в план восстановления, поскольку при передвижении транспортом не нагружается кардиосистема так, как при ходьбе.
Но можно ли работать водителем после инфаркта? В РФ есть законы, которые запрещают заниматься данным видом деятельности. Директор на основании заключения ВТЭК и заявления человека предоставляет ему должность, не связанную с вождением.
Мнение врачей
Когда можно садиться за руль после инфаркта миокарда и стентирования – зависит от скорости восстановления. Согласно общим прогнозам лечения, это происходит не раньше 60 дней после приступа. Если у человека отсутствует дрожание пальцев и психоэмоциональное состояние стабилизировалось, то его допускают к управлению авто. При наличии раздражительности, беспокойства, тремора и других остаточных явлений инфаркта, вождение временно противопоказано.
По мнению врачей, самостоятельное перемещение машиной исключает физическое и психоэмоциональное перенапряжение по сравнению с поездкой общественным транспортом или ходьбой на дальние расстояния. Поэтому в поздний реабилитационный постинфарктный период можно водить автомобиль с соблюдением врачебных рекомендаций и принципов езды.
Правила вождения после сердечного инфаркта
Нужно постоянно контролировать свое самочувствие и здоровье в общем. Непосредственно перед управлением машины надо измерять ЧСС, пульс, давление, убедиться, что нет сбоев координации движений, головокружения и помутнения зрения.
Если ухудшилось самочувствие:
- до поездки – от вождения отказываются;
- во время передвижения – останавливают машину и нажимают кнопку аварийного сигнала.
В обоих случаях требуется немедленно принять лекарство. «Нитроглицерин» и прочие прописанные медикаменты обязательно носят с собой, независимо от способа или расстояния перемещения.
Медицинские требования езды за рулем после инфаркта миокарда:
- Запрещено сразу после допуска одному водить автотранспорт. Первые 1.5─2 месяца берут пассажира на случай внезапного ухудшения самочувствия.
- Запрещено ездить далеко. Вначале разрешается проехать по незагруженной дороге 5─10 минут. Длительность увеличивают постепенно, но на дальние расстояния нельзя перемещаться. Это предотвратит переутомление, и снизит риск повторного приступа.
- Чтобы исключить рецидив из-за переживаний по поводу опозданий на работу – можно перевестись на плавающий график, представив директору справку ВКК.
- Не рекомендуется водителю выезжать в час пик. Езда по загруженной дороге увеличивает нервное напряжение, отчего возрастает риск рецидива.
Обязательное требование вождения после инфаркта: всегда при себе носят «Нитроглицерин». При ухудшении самочувствия нужно включить аварийный сигнал, остановиться и принять лекарство. Потом вызывать скорую помощь.
Выводы
Адекватность физической нагрузки и ограничений в проведении отдыха определяет и оценивает врач в процессе диспансерного наблюдения за больным. В любом случае возвращение к нормальному образу жизни займет не менее года после инфаркта.
При расширении активности проводят разностороннее обследование пациента с определением коронарного резерва, переносимости физнагрузок. Пожизненно противопоказаны скоростной бег, тяжелая атлетика и поднятие гирь. А вот водить машину после инфаркта можно.
Риски
Поначалу человеку после инфаркта трудно одновременно сосредотачиваться на соблюдении ПДД и прислушиваться к своему самочувствию. А статус отечественных дорог и поведение некоторых невоспитанных водителей или пешеходов неблагоприятно отражается на его психоэмоциональном состоянии. Поэтому во время каждой поездки может возникнуть рецидив болезни.
Повторный инфаркт или потеря сознания за рулем становиться причиной аварии. В результате ДТП может погибнуть или стать инвалидом как сам водитель, так и шоферы пострадавших машин, либо случайные прохожие. Поэтому ездить в постинфарктный период всегда опасно.
Можно ли после инфаркта водить машину – решают специалисты ВКЭК. Утрата контроля над автомобилем оканчивается аварией и несет угрозу жизни всем участникам движения на дороге. Нельзя садиться за руль человеку с аритмией и наличием синдрома, сопровождающегося частой потерей сознания. Таким людям не удастся возобновить водительский стаж в процессе очередной медкомиссии или при необходимости восстановления прав.
Виноват исключительно сам
По словам судьи ВС РФ Олега Зателепина, необходимость разработки этого документа вызвана давностью предыдущего аналогичного акта, выпущенного 27 лет назад. Новое постановление обобщит судебную практику по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда и правил безопасности при ведении строительных и иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производств.
Согласно представленным на заседании данным, на рабочих местах в прошлом году погибли более 1,7 тыс. человек. При этом 24 процента смертельных случаев было зафиксировано в строительной сфере. Также нередко гибнут люди на обрабатывающем производстве, в сельском хозяйстве, на охоте и рыбной ловле. На последнем месте сфера добычи полезных ископаемых — 8 процентов несчастных случаев.
Необходимость разработки нового постановления судьи также объяснили недавним вступлением в силу поправок в Уголовный кодекс РФ, которыми ужесточается ответственность за происшествия на опасных производственных объектах. Согласно изменениям в Кодексе виновным в нанесении тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба грозит штраф до 400 тысяч рублей или «отсидка» до 3 лет.
Как отмечается в проекте постановления пленума Верховного суда, при рассмотрении каждого дела по статье 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда», статье 216 «Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ» или статье 217 «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов» подлежит установлению и доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этими нарушениями и наступившими последствиями.
«Если несчастный случай на производстве произошел только вследствие небрежного поведения самого пострадавшего, суд должен, при наличии к тому оснований, решить вопрос о вынесении оправдательного приговора», — отмечается в проекте постановления.
И очень важная поправка — потерпевшими по уголовным делам могут быть не только работники, с которыми в установленном порядке заключены трудовые договоры, но и лица, с которыми договор не заключался либо не был оформлен надлежащим образом, однако сотрудник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя.
Если инцидент произошел исключительно по причине небрежного поведения работника, суд должен принять это во внимание и оправдать работодателя
Документ устанавливает, что ответственность по статье 143 несут работники компании, в которой произошел несчастный случай, а также сотрудники службы охраны труда. Привлечь по этой статье можно и руководителей организации, но только если они не приняли меры к устранению заведомо известного им нарушения требований охраны труда или дали указания, противоречащие таким требованиям. Статья 143 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
По итогам обсуждения председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев направил проект постановления на доработку.
— Данный проект сохраняет наиболее важные и по сей день актуальные положения, которые были в прежнем постановлении, а также систематизирует и адаптирует сложившуюся практику за все это время, — отмечает юрист Руслан Маннапов. — Особо стоит отметить, что документ содержит положения о возможности отсылки в судебном решении не только на нарушенную норму права, но также и на локальные нормативно-правовые акты, действующие у работодателя. А также упоминает о несчастных случаях на производстве при выполнении работ по гражданско-правовому договору.
— Проблемы, которые существуют в этой области права, серьезнее и шире, количество несчастных случаев намного больше официально озвучиваемой статистики, — отмечает адвокат Ирина Фаст. — Основной проблемой является разрешение уголовных дел в отношении несчастных случаев с работниками, которые не были трудоустроены либо были оформлены через гражданско-правовые отношения с третьими лицами.
Расследование таких случаев не производится трудовой инспекцией по причине отсутствия трудовых отношений. И это серьезная проблема на всех строительных объектах страны. «Каждый раз для получения результата пострадавший вынужден сначала через суд устанавливать факт наличия трудовых отношений с той или иной компанией, и только затем уже добиваться какой-либо ответственности за произошедшее для виновных лиц из числа работодателей», — отмечает Ирина Фаст.
Что говорит закон?
Можно ли водить автомобиль человеку после инфаркта миокарда? Профессионально этим заниматься запрещено, что утверждено приказом № 302Н от 12.04.11 г. Машина может стать неуправляемой и произойдет ДТП с возможной смертью участников транспортного происшествия или третьих лиц.
В постинфарктный период шоферу оформляют III группу инвалидности. Ему назначается государственное пособие и предоставляется легкая физическая работа. Но собственным транспортом он может управлять, поскольку автолюбителям разрешается ездить при отсутствии осложнений болезни.
Как ускорить реабилитацию?
Для предупреждения рецидива и облегчения восстановления врачи могут предложить коронарное стентирование. Малоинвазивную операцию проводят под местным наркозом. Хирург через катетер внедряет в бедренную артерию стент. Потом по ее руслу подводит устройство к месту сужения. После установки трубки стенка сосуда расширяется по периметру просвета, что обеспечивает нормальную циркуляцию крови.
Действия пациента после инфаркта и/или стентирования в период реабилитации | |
Что ускоряет восстановление | Что обязательно выполняют |
Беспрекословное соблюдение всех врачебных рекомендаций. | Постепенно увеличивают двигательную активность. |
Отдых в санатории, который специализируется на кардиозаболеваниях. | Не поднимают груз больше 3 кг. |
Переход на должность со щадящими трудовыми условиями. | Ежедневно ходят по 5─60 минут в сопровождении родственника. |
Хобби, прослушивание любимой музыки. | Соблюдают диету № 10-и по Певзнеру. |
Консультации психолога. | Избегают переутомления, нервного перенапряжения. |
Нормализация веса и уровня холестерина | Продолжают принимать медикаменты. |
Отказ от курения, прочих вредных привычек. | Наблюдаются у кардиолога. |
Мужчина или женщина должны «отсеивать» запугивающую информацию о способе жизни после инфаркта. На каком этапе реабилитации можно начинать работать, управлять машиной, заниматься сексом и прочие сведения нужно получать только от лечащего врача, который знает все индивидуальные показатели и динамику реабилитации.
Ограничения по проведению отдыха
Все привычки и традиции после болезни меняются, в том числе и связанные с проведением отдыха. Многие пациенты задумываются о том, можно ли после инфаркта ехать на море. В раннем амбулаторно-поликлиническом периоде это строго запрещено, на этапе санаторно-курортного лечения также лучше отдохнуть в своей климатической зоне, не подвергая организм испытаниям жарой и долгой дорогой.
Согласно рекомендациям врачей, купаться в открытом водоеме можно только спустя 7-8 месяцев после инфаркта. К этому времени заживают швы на грудине, уменьшается риск приступа стенокардии и изменения частоты сердечных сокращений. Нельзя устраивать заплывы, запрещено нырять, заниматься дайвингом.
Вместе с тем умеренное плавание в бассейне обеспечивает полезную нагрузку для сердца.
Этапы цикла лечебного плавания:
- Подготовительный: дыхательные упражнения и процедуры (обтирания, обливания, ножные ванны).
- Основной: при температуре воды +26°С и воздуха +24°С можно плавать в открытом водоеме или бассейне 15-20 минут.
- Заключительный: проводится в воде с постепенным понижением нагрузки.
Еще один важный вопрос связан с возможными перелетами к месту отдыха. Летать на самолете не желательно после инфаркта и стентирования, но и не запрещено.
Здесь действует ряд ограничений:
- не летать ранее полугода с момента тяжелого инфаркта и двух недель со времени неосложненного;
- получить консультацию лечащего врача и выписку о проведенном лечении инфаркта и состоянии после него;
- перед взлетом положить таблетку Валидола под язык;
- при ощущении беспокойства, нервозности принять успокоительное;
- при долгом перелете периодически вставать с места, ходить по салону для нормальной гемодинамики.
Пользоваться услугами авиации строго запрещено при сердечной недостаточности, некорректируемой препаратами, тяжелой аритмии, стойкой артериальной гипертензии, нестабильной стенокардии.