Современные подходы к терапии лихорадки у детей с инфекционной патологией


Чем опасна лихорадка у детей, и как с ней бороться?

консультирует педиатр медицинского Повышение температуры – это самый частый признак развития инфекционных и некоторых других заболеваний у детей. Многие причины могут вызвать повышение температуры тела у ребенка: от распространенных детских болезней, таких как ветряная оспа и тонзиллит, до реакции на прививки. Повышение температуры тела является врожденным защитным механизмом, с помощью которого организм стимулирует работу защитных факторов иммунной системы. Также повышенная температура внутренней среды организма сама по себе может приводить к инактивации или гибели возбудителей многих болезней.
Помните, что температура тела каждого человека в норме меняется на 1-2 градуса в течение дня и может отличаться в зависимости от возраста, уровня активности и других факторов.

Таким образом, повышение температуры – это не «проблема». Это – индикатор того, что на организм произошла какая-то атака микробов, вирусов или других факторов, и организм на нее реагирует, дает «ответ». Гораздо хуже, когда бактерии или вирусы атакуют, а температура – не поднимается (т.е. иммунного ответа или нет, или он недостаточный).

Современные подходы к терапии лихорадки у детей с инфекционной патологией

Повышение температуры тела — один из самых частых симптомов инфекционных заболеваний у детей и одна из самых частых причин обращения родителей за помощью к педиатру. Лихорадочные состояния представляют собой самый распространенный повод к применению медикаментозных средств.

При измерении температуры тела в подмышечной ямке повышенной обычно считают температуру тела 37,0°С и выше. Однако следует иметь в виду, что значения 36,0–37,5°С могут быть признаны нормальными. Нормальная температура тела ребенка колеблется в течение суток в пределах 0,5–1,0°C, повышаясь к вечеру. Аксиллярная температура ниже ректальной на 0,5–0,6°C.

Лихорадка — неспецифическая защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, которая приводит к повышению температуры тела.

Повышенная температура тела уменьшает жизнеспособность некоторых патогенных микроорганизмов, усиливает специфический и неспецифический компоненты иммунитета. Однако повышение температуры может играть адаптивную роль только при ее подъеме до определенного предела. При высокой гипертермии (40–41°С) наблюдается усиление интенсивности обменных процессов. Несмотря на усиление работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем (при подъеме температуры тела на каждый градус выше 37 °С частота дыхания увеличивается на 4 в 1 мин, частота сердечных сокращений (ЧСС)— на 10–20 в 1 мин) возросшая доставка кислорода может не обеспечивать растущих потребностей в нем тканей, что приводит к развитию тканевой гипоксии и нарушению распределения сосудистого тонуса. В первую очередь страдают функции ЦНС, что нередко проявляется развитием судорожного синдрома — фебрильных судорог (особенно у детей раннего возраста, имеющих перинатальное повреждение ЦНС). При гипертермии возможно развитие отека головного мозга, когда состояние ребенка резко ухудшается, наступает угнетение центральной нервной системы.

У детей с гипотрофией, дыхательной недостаточностью, а также при поражениях центральной нервной системы неблагоприятные для здоровья последствия могут развиться при сравнительно умеренной степени повышения температуры тела (38,5–39°С).

Классификация лихорадки

  • по этиологическому фактору:
  • инфекционная;
  • неинфекционная;
  • по длительности:
  • эфемерная (до нескольких дней);
  • острая (до 2 недель);
  • подострая (до 6 недель);
  • хроническая (свыше 6 недель);
  • по наличию воспаления:
  • воспалительная;
  • невоспалительная;
  • по степени повышения температуры:
  • субфебрильная (до 38°С);
  • фебрильная (38,1–39°С);
  • фебрильная высокая (39,1–41°С);
  • гипертермическая (свыше 41°С).

Механизм лихорадки

Повышение температуры тела инфекционного генеза развивается в ответ на воздействие пирогенов вирусной или бактериальной природы и встречается наиболее часто.

В основе лихорадки лежит способность гранулоцитов и макрофагов синтезировать и выделять при активации эндогенные белковые пирогены, интерлейкины (ИЛ-1, ИЛ-6), фактор некроза опухоли (ФНО) и интерфероны. Мишенью для действия эндогенных пирогенов является терморегуляторный центр, осуществляющий регуляцию механизмов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивая тем самым нормальную температуру тела и ее суточные колебания.

ИЛ-1 считается основным инициирующим медиатором в механизме развития лихорадки. Он стимулирует секрецию простогландинов, амилоидов А и Р, С-реактивного белка, гаптоглобина, а1-антитрипсина и церулоплазмина. Под действием ИЛ-1 инициируется продукция Т-лимфоцитами ИЛ-2 и повышается экспрессия клеточных Ig-рецепторов, а также происходит усиление пролиферации В-лимфоцитов и стимуляция секреции антител. Нарушение иммунного гомеостаза при инфекционном воспалении обеспечивает проникновение ИЛ-1 через гематоэнцефалический барьер, где он взаимодействует с рецепторами нейронов центра терморегуляции. При этом активизируется циклооксигеназа (ЦОГ), что приводит к повышению внутриклеточного уровня циклического аденозин-3,5-монофосфата (цАМФ) и изменению внутриклеточного соотношения Na/Ca. Данные процессы лежат в основе изменения чувствительности нейронов и сдвига терморегуляторного баланса в сторону усиления теплопродукции и уменьшения теплоотдачи. Устанавливается новый, более высокий уровень температурного гомеостаза, что приводит к повышению температуры тела.

Наиболее благоприятной формой реакции организма при инфекционных заболеваниях является повышение температуры тела до 38,0–39 °С, тогда как ее отсутствие или фебрильная высокая лихорадка свидетельствуют о сниженной реактивности организма и являются показателем тяжести заболевания. При развитии лихорадки в течение суток максимальное повышение температуры тела регистрируется в 18–19 часов, минимальный уровень — ранним утром. Информация о характеристике и динамике лихорадки на всем протяжении болезни имеет важное диагностическое значение. При различных заболеваниях лихорадочные реакции могут протекать по-разному, что находит свое отражение в формах температурных кривых.

Клинические варианты лихорадки

Анализируя температурную реакцию, очень важно оценить не только величину ее подъема, продолжительность и суточные колебания, но и сопоставить эти данные с состоянием и самочувствием ребенка, клиническими проявлениями заболевания. Это необходимо для выбора правильной тактики лечебных мероприятий в отношении больного, а также для проведения дальнейшего диагностического поиска.

В первую очередь необходима оценка клинических признаков соответствия процессов теплоотдачи повышенному уровню теплопродукции, т.к. в зависимости от индивидуальных особенностей организма лихорадка даже при одинаковой степени повышения температуры тела у детей может протекать по-разному.

При адекватной реакции ребенка на повышение температуры тела теплоотдача соответствует повышенной теплопродукции, что клинически проявляется нормальным самочувствием, розовой или умеренно гиперемированной окраской кожи, влажной и теплой на ощупь (так называемая «розовая лихорадка»). Тахикардия и учащение дыхания соответствуют уровню температуры тела, ректально-дигитальный градиент не превышает 5–6 °С. Такой вариант лихорадки считается прогностически благоприятным.

Если реакция ребенка на повышение температуры тела неадекватна и теплоотдача существенно меньше теплопродукции, то клинически наблюдаются выраженное нарушение состояния и самочувствия ребенка, озноб, кожа бледная, мраморная, ногтевые ложе и губы с цианотичным оттенком, холодные стопы и ладони (так называемая «бледная лихорадка»). Наблюдается стойкое сохранение гипертермии, чрезмерная тахикардия, одышка, возможны бред, судороги, ректально-дигитальный градиент более 6 °С. Такое течение лихорадки является прогностически неблагоприятным и является прямым показанием для оказания неотложной помощи.

Среди клинических вариантов патологического течения лихорадки выделяют гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем. Риск развития таких состояний особенно высок у детей раннего возраста, а также с отягощенным преморбидным фоном. Чем меньше возраст ребенка, тем опаснее для него быстрый и значительный подъем температуры тела в связи с возможным развитием прогрессирующих метаболических нарушений, отека мозга, нарушением витальных функций. При наличии у ребенка серьезных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем лихорадка может привести к развитию их декомпенсации. У детей с патологией центральной нервной системы (перинатальные энцефалопатии, эпилепсия и др.) на фоне повышенной температуры тела возможно развитие судорог.

Фебрильные судороги наблюдаются у 2–4% детей, чаще в возрасте 12–18 мес. Возникают обычно при быстром подъеме температуры до 38–39 °С и выше в самом начале заболевания. Повторные судороги могут развиться у ребенка и при других значениях температуры. В случае возникновения у ребенка фебрильных судорог необходимо в первую очередь исключить менингит. У грудных детей с признаками рахита показано исследование уровня кальция для исключения спазмофилии. Электроэнцефалография показана после первого эпизода только при длительных, повторных или фокальных судорогах.

Тактика ведения и лечения детей с лихорадкой

Борьба с лихорадкой является одним из важнейших компонентов комплексной терапии основного заболевания. Проводится на фоне этиотропной (антимикробной, противовирусной, антипаразитарной) и посиндромной терапии.

При лихорадочных состояниях у детей проводимые мероприятия должны включать:

  • режим полупостельный или постельный в зависимости от уровня повышения температуры тела и самочувствия ребенка;
  • диету щадящую, молочно-растительную, кормление в зависимости от аппетита. Прием свежего молока целесообразно ограничить из-за возможной гиполактазии на высоте лихорадки. Обильное питье (чай, морс, компот и др.) для обеспечения адекватной теплоотдачи за счет повышенного потоотделения.

Лечебная тактика при повышении температуры тела зависит от клинического варианта лихорадки, выраженности температурной реакции, наличия или отсутствия факторов риска развития осложнений.

Снижение температуры тела не должно быть критическим, необязательно добиваться ее нормальных показателей, достаточно понизить температуру на 1–1,5°C. Это приводит к улучшению самочувствия ребенка и позволяет лучше перенести лихорадочное состояние.

При «розовой лихорадке» необходимо раздеть ребенка с учетом температуры воздуха в помещении, положить «холод» на крупные сосуды (паховые, подмышечные области), при необходимости — обтереть водой комнатной температуры, что бывает достаточным для снижения температуры тела или значительно снижает объем фармакотерапии. Обтирание холодной водой или водкой не показано, так как может привести к спазму периферических сосудов и уменьшению теплоотдачи.

Показания к назначению жаропонижающих препаратов. Учитывая защитно-приспособительный механизм лихорадки у детей и имеющиеся положительные ее стороны, не следует применять жаропонижающие средства при любой температурной реакции. При отсутствии у ребенка факторов риска развития осложнений лихорадочной реакции (фебрильные судороги, отек головного мозга и др.) нет необходимости снижать с помощью жаропонижающих препаратов температуру тела ниже 38–38,5°С. Однако если на фоне лихорадки, независимо от степени ее выраженности, отмечается ухудшение общего состояния и самочувствия ребенка, озноб, миалгии, бледность кожи, другие явления токсикоза, жаропонижающие средства назначаются незамедлительно.

У детей из группы риска при неблагоприятном течении лихорадки с выраженной интоксикацией, нарушением периферического кровообращения («бледная лихорадка») жаропонижающие препараты назначают даже при субфебрильной температуре (выше 37,5°С), при «розовой лихорадке» — при температуре, превышающей 38,0°С (табл. 1).

Жаропонижающие средства обязательны, наряду с другими мерами, при гипертермическом синдроме, когда происходит быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем.

Необходимо отметить, что лекарственные средства для снижения температуры не должны назначаться курсом, т. к. при этом меняется температурная кривая и резко затрудняется диагностика инфекционных заболеваний. Очередной прием жаропонижающего препарата нужен только при повторном подъеме температуры тела до соответствующего уровня.

Принципы выбора жаропонижающих средств у детей. Жаропонижающие средства по сравнению с другими лекарственными препаратами наиболее широко используются у детей, поэтому их выбор осуществляется исходя прежде всего из соображений безопасности, а не эффективности. Препаратами выбора при лихорадке у детей согласно рекомендациям ВОЗ являются парацетамол и ибупрофен. Парацетамол и ибупрофен разрешены в Российской Федерации для безрецептурного отпуска и могут назначаться детям с первых месяцев жизни как в стационаре, так и в домашних условиях.

Необходимо отметить, что парацетамол обладает жаропонижающим, анальгезирующим и очень слабым противовоспалительным эффектом, т.к. реализует свой механизм преимущественно в центральной нервной системе и не обладает периферическим действием. Ибупрофен (Нурофен для детей, Нурофен) имеет более выраженные жаропонижающий, анальгетический и противовоспалительный эффекты, что определяется его периферическим и центральным механизмом. Кроме того, использование ибупрофена (Нурофен для детей, Нурофен) предпочтительно при наличии у ребенка наряду с лихорадкой болевого синдрома, например, лихорадка и боли в горле при ангине, лихорадка и боль в ушах при отите, лихорадка и боли в суставах при псевдотуберкулезе и др. Основной проблемой при использовании парацетамола является опасность передозировки и связанного с ней гепатотоксического действия у детей старше 10–12 лет. Это обусловлено особенностями метаболизма парацетамола в печени ребенка и возможностью образования токсических метаболитов препарата. Ибупрофен редко может вызывать нежелательные явления со стороны желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, крайне редко — со стороны почек, изменения клеточного состава крови.

Однако при непродолжительном использовании рекомендованных доз (табл. 2) препараты переносятся хорошо и не вызывают осложнений. Общая частота неблагоприятных явлений на фоне применения парацетамола и ибупрофена в качестве жаропонижающих средств примерно одинакова (8–9%).

Назначение Анальгина (метамизола натрия) возможно только в случае непереносимости других жаропонижающих препаратов или при необходимости парентерального введения. Это связано с риском возникновения таких нежелательных реакций, как анафилактический шок, агранулоцитоз (с частотой 1:500 000), длительное коллаптоидное состояние с гипотермией.

Следует помнить, что препараты, обладающие сильным противовоспалительным эффектом, более токсичны. Нерационально для снижения температуры тела у детей использовать мощные противовоспалительные препараты — нимесулид, диклофенак, они разрешены только для рецептурного отпуска.

Не рекомендуется в качестве жаропонижающего средства для детей ацетилсалициловая кислота, способная при гриппе и других ОРВИ, ветряной оспе вызвать синдром Рея (тяжелую энцефалопатию с печеночной недостаточностью). Не следует использовать амидопирин и фенацетин, исключенные из списка жаропонижающих препаратов из-за высокой токсичности (развитие судорог, нефротоксичность).

При выборе лекарственных препаратов для снижения температуры у детей необходимо учитывать наряду с безопасностью удобство их применения, т. е. наличие детских лекарственных форм (сироп, суспензия), а также стоимость.

Лечебная тактика при различных клинических вариантах лихорадки у детей. Выбор стартового жаропонижающего препарата, прежде всего, определяется клиническим вариантом лихорадки. Если ребенок хорошо переносит повышение температуры, его самочувствие страдает незначительно, кожа розовая или умеренно гиперемирована, теплая, влажная («розовая лихорадка»), использование физических методов охлаждения позволяет снизить температуру тела и в ряде случаев избежать фармакотерапии. Когда эффект применения физических методов недостаточен, назначают парацетамол в разовой дозе 15 мг на кг массы тела или ибупрофен в дозе 5–10 мг на кг массы тела на прием внутрь в суспензии (Нурофен для детей) или таблетированной (Нурофен) форме в зависимости от возраста ребенка.

При «бледной лихорадке» жаропонижающие должны использоваться только в комплексе с сосудорасширяющими средствами. Возможно применение Папаверина, Но-шпы, Дибазола. При стойкой гипертермии с нарушением общего состояния, наличием симптомов токсикоза возникает необходимость парентерального введения сосудорасширяющих, жаропонижающих и антигистаминных средств. В таких случаях используют литическую смесь:

  • 2% раствор Папаверина в/м в разовой дозе 0,1–0,2 мл детям до 1 года; 0,2 мл на год жизни детям старше года;
  • 50% раствор Анальгина (метамизола натрия) в/м, в разовой дозе 0,1–0,2 мл на 10 кг массы тела детям до 1 года; 0,1 мл на год жизни детям старше 1 года
  • 2,5% раствора Пипольфена (или Дипразина) в/м в разовой дозе 0,5 или 1,0 мл.

Дети с некупирующейся «бледной лихорадкой» должны быть госпитализированы.

Гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем, требует незамедлительного парентерального введения жаропонижающих, сосудорасширяющих, антигистаминных препаратов с последующей госпитализацией и проведением неотложной посиндромной терапии.

Таким образом, при лечении ребенка с лихорадкой педиатру следует помнить:

  • жаропонижающие препараты не следует назначать всем детям с повышенной температурой тела, они показаны только в тех случаях инфекционно-воспалительной лихорадки, когда имеет место ее неблагоприятное влияние на состояние ребенка и угрожает развитием серьезных осложнений;
  • препараты для снижения температуры не должны назначаться курсом, повторный прием жаропонижающего средства показан только при очередном подъеме температуры до уровня, требующего медикаментозной коррекции;
  • из жаропонижающих препаратов предпочтение следует отдать ибупрофену (Нурофен для детей, Нурофен), обладающему наименьшим риском нежелательных эффектов;
  • назначение Анальгина (метамизола натрия) возможно только в случае непереносимости других жаропонижающих средств или при необходимости их парентерального введения.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Что такое лихорадка?

Нормальная температура у младенцев и детей составляет около 36,4°С, но она может незначительно отличаться от ребенка к ребенку.

  • Субфебрильная температура – это повышение температуры от 36,7 до 38 градусов.
  • Лихорадка — это высокая температура 38 С и более.

При лихорадке проявляются следующие признаки:

  • Лоб, спина или живот ребенка становятся на ощупь горячее, чем обычно.
  • Поверхность кожи становится потной (влажной) и липкой.
  • Щеки и иногда лоб малыша краснеют.

Для измерения температуры лучше всего использовать безопасный цифровой термометр без ртутного наполнения.

Как измерить температуру ребенка:

  1. Подмышка ребенка должна быть чистая и сухая! Если она будет влажной, градусник покажет завышенный результат!
  2. Отведите руку ребенка в сторону и поместите термометр в верхнюю часть подмышки.
  3. Аккуратно прижмите руку к телу и держите ее прижатой во время измерения температуры.
  4. Оставьте термометр на месте так долго, как указано в инструкции. Некоторые цифровые термометры издают звуковые сигналы, когда измерение температуры завершено.
  5. Достаньте термометр. Дисплей покажет температуру тела ребенка.
  6. Если ваш ребенок только что принял ванну или был плотно завернут в одеяло, выждите 10-минут перед измерением температуры.
  7. Профессиональные инфракрасные термометры позволяют моментально измерять температуру тела. Если есть необходимость замерить температуру максимально точно, но профессионального термометра под рукой нет, наиболее точные результаты дает измерение температуры ректально.

Что делать, если у ребенка высокая температура

Ребенка нужно держать дома и присматривать за ним. Температура должна понизиться в течение 3 или 4 дней.

После прививки температура в норме может держаться до 48 часов.

Что нужно делать:

  • если ребенку меньше 6 месяцев — немедленно вызвать врача
  • дать ребенку пить много жидкости (или продолжать кормление грудью)
  • контролировать признаки обезвоживания
  • кормить, если ребенок хочет есть
  • регулярно контролировать состояние ребенка ночью
  • давать ребенку жаропонижающие средства, которые назначил врач

Средняя форма

Средняя степень тяжести COVID-19 характеризуется значительным ухудшением самочувствия. В этом случае всегда развивается воспаление легких, поэтому показана госпитализация. После появления первых симптомов, связанных с повышением температуры и сильной слабости, развивается одышка, и появляются боли в суставах мышцах.

По дням после заражения коронавирусной инфекцией наблюдаются следующие проявления:

  • 1 день. Температура тела повышается до 37,5°С. Возникают головные боли и дискомфорт в суставах и мышцах. Наблюдается заложенность носа.
  • 2-4 день. Общее состояние значительно ухудшается, возникают диспепсические расстройства и головокружение. Температура тела может повышаться до 38,5°С, поэтому нужно понижать ее специальными препаратами. Возникает постоянное першение в горле и приступы продолжительного непродуктивного кашля, что свидетельствует о распространении инфекции в легкие. Практически всегда, заболевший человек перестает ощущать запахи.
  • 5-6 день. Наблюдается ухудшение состояния пациента. Дополнительно появляются сдавливающие боли в грудной клетке. Температура тела не опускается ниже 38°С и ее требуется постоянно сбивать жаропонижающими средствами. Эти симптомы являются свидетельством развития вирусной пневмонии, которая требует проведения полного обследования и назначения соответствующего лечения.
  • 7-14 день. При проведении корректного курса лечения наступает улучшение состояния пациента. Исчезает кашель, заложенность носа, нормализуется температура тела.

После стабилизации состояния проводится тестирование. Если результат отрицательный человек считается выздоровевшим. Но для полного восстановления может понадобиться еще пара недель.

Что нельзя делать при повышении температуры

  • Не раздевайте ребенка и не охлаждайте его обдуванием или обтиранием: лихорадка является естественным и здоровым ответом на инфекцию. Переохлаждение может привести к развитию осложнений инфекции.
  • Не накрывайте ребенка теплым одеялом и не укутывайте его: это может привести к тепловому удару. Просто накройте малыша простынкой или легким одеяльцем.
  • Не давайте аспирин детям до 16 лет. Категорически никогда! Это может быть связано с редкой, но опасной болезнью, называемой синдромом Рейе (Рея).
  • У детей до года для снижения температуры рекомендуется препараты, выпускаемые в форме ректальных свечей
  • Не занимайтесь самолечением. Для маленьких детей доза препаратов и кратность их применения должна рассчитываться индивидуально, назначение может сделать только врач после постановки диагноза.

Остановка кровообращения и дыхания

Немедленно вызвать бригаду скорой помощи (реанимационную)!

  • Обеспечение проходимости дыхательных путей:
  1. при подозрении на травму шейного отдела позвоночника иммобилизируют шею
  2. очищают ротоглотку (грушей, пальцем)
  3. устраняют обструкцию, вызванную западением языка или сдавлением мягкими тканями шеи, выдвигают вперед нижнюю челюсть или приподнимают подбородок.
  4. улучшение проходимости дыхательных путей. Голову располагают по средней линии. Детям, в отличие от взрослых, не следует сильно запрокидывать голову, т.к. у детей это может привести к обструкции дыхательных путей. Под затылок кладут сложенное в несколько раз полотенце (взрослым – валик под плечи).
  • Начинают ИВЛ методом рот в рот (рот в рот и нос) и непрямой массаж грудной клетки. Эффективность вентиляции оценивают по экскурсии грудной клетки.

ИВЛ выполняют так, чтобы каждый вдох продолжался 1,0-1,5 с. Частота надавливаний на грудную клетку новорожденного – не менее 120 в мин, соотношение частоты вдуваний и надавливаний – 1:3. У детей более старшего возраста частота надавливаний – не менее100 в мин. Ребенка укладывают на жесткую поверхность и немедленно начинают непрямой массаж сердца. Отношение частоты вдуваний к частоте надавливаний на грудную клетку 1:5.

У грудных детей непрямой массаж проводят двумя способами: надавливают на грудную клетку средним и указательным пальцами одной руки, либо обхватывают ребенка двумя руками так, чтобы большие пальцы располагались на средней трети грудины, а остальные поддерживали спину.

В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину пальца ниже сосков). У детей 1-2 лет на грудину надавливаю выступом ладони одной руки. У детей постарше и взрослых используют две руки. В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину двух пальцев выше мечевидного отростка). Глубина опускания грудины: дети до года: 1,5-2,5 см, до 7-8 лет – 3-5 см, старше – 4-6 см. Эффективность непрямого массажа оценивают по пульсу на сонных и бедренных артериях. Реанимационные мероприятия нужно продолжать до прибытия врачей!

В каких случаях необходимо обращаться за неотложной медицинской помощью?

Необходимо вызывать врача или скорую помощь в следующих случаях:

  • Ребенку менее 3 месяцев и температура у него 38°С или выше
  • Малышу от 3 до 6 месяцев и у него температура 39°С или выше
  • На фоне лихорадки проявились сыпь, рвота, понос
  • Повышение температуры длится в течение 5 дней и более
  • Ребенок отказывается от груди, не ест, ведет себя не естественно
  • У ребенка имеются признаки обезвоживания: сухие подгузники, запавшие глаза, плач без слез.

Остались вопросы?
Получите онлайн-консультацию у ведущих педиатров Санкт-Петербурга!

На ваши вопросы ответит профессиональный и опытный детский врач.

Медицинская помощь для ребенка не выходя из дома в удобное время.

записаться на консультацию

Консультация по Skype длится 45 минут.

Первая помощь при удушье

  1. Инородные тела дыхательных путей

Чаще всего в дыхательные пути попадают игрушки, пища (конфеты, жевательная резинка, орехи). Для детей младшего возраста опасны надувные игрушки, прокусив такую игрушку и испугавшись хлопка, ребенок может вдохнуть ее части.

  • Признаки: ребенок задыхается и не может кричать, издает свистящие шумы, тщетно пытается кашлять, лицо начинает синеть.
  • Что делать: вызовите неотложную помощь как можно быстрее. Затем приступайте к оказанию первой помощи.

Положите ребенка лицом вниз себе на руку так, чтобы его грудь оказалась на вашей ладони, и обхватите большим и указательным пальцами нижнюю челюсть. Сядьте и обоприте руку с ребенком о свое бедро или колено. Голову ребенка опустите ниже его туловища. В течение 5 секунд ладонью свободной руки нанесите 4 резких удара по спине между лопатками. Переложите ребенка на другую руку лицом вверх. Руку обоприте о свое бедро или колено. Голову ребенка держите ниже его туловища. В течение 5 секунд резко надавите пальцами 4 раза на грудную клетку чуть ниже сосков. Снова переложите ребенка на другую руку лицом вниз и нанесите ему еще 4 удара по спине. У детей старше года выполняют резкие толчки в верхнюю часть живота. Продолжайте чередование двух приемов (4 удара по спине, 4 надавливания на грудь) до выталкивания инородного тела. Если ребенок потерял сознание, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ребенку спину, положите его на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь. Большим и указательным пальцами откройте ребенку рот и придавите язык большим пальцем.

Если вы различаете в горле инородное тело и видите, что его можно извлечь, сделайте это. Присмотритесь и прислушайтесь, дышит ли ребенок. Чтобы язык не закрывал дыхательное горло, приподнимите подбородок и отведите голову назад. Рот ребенка должен оставаться открытым. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию и сердечно-легочной реанимации. Даже если вам удалось освободить дыхательные пути ребенка от инородного тела и ребенок кажется вам вполне здоровым, обратитесь к врачу.

Чего не следует делать: не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший у ребенка в горле: вы можете протолкнуть его еще глубже. Если ребенок перестал дышать, не начинайте реанимационных мероприятий, пока дыхательные пути не будут свободны.

2. Приступ бронхиальной астмы

  • Симптомы: кашель, затрудненный выдох, свистящее дыхание, вплоть до тяжелых дыхательных нарушений. Когда обращаться ко врачу: если (1) признаки астмы появились у ребенка в первый раз, (2) не помогает назначенное врачом лечение, (3) температура тела поднялась выше 39°С, вызовите врача.
  • Что делать: успокойте и приободрите ребенка: беспокойство может лишь усилить астматический приступ. Дайте ребенку рекомендованные врачом лекарства. Поите ребенка часто и понемногу.

3. Ложный круп

Ложный круп протекает в виде затруднения дыхания (преимущественно выдоха), осиплости голоса, «лающего» кашля. Порядок оказания первой помощи:

  • Придать возвышенное положение тела;
  • Обеспечить доступ свежего воздуха;
  • Вызвать врача;
  • Щелочные ингаляции (1 столовая ложки соды на 1 литр воды);
  • Отвлекающие процедуры — тёплые ножные или ручные ванны;
  • Можно дать ребёнку антигистаминный препарат в возрастной дозировке (пипольфен, супрастин, тавегил и др.).

Чего не следует делать: противопоказано использование в любых формах трав и мёда, а также горчичников.

4. Обморок

Симптомы-«предвестники»: головокружение, тошнота, потемнение перед глазами, чувство дурноты, проваливания, отрешенности. Порядок оказания первой помощи:

  1. Посадите ребенка и наклоните его голову вниз ниже колен.
  2. Расстегните воротничок, пояс и другую одежду, стесняющую дыхание.
  3. Если ребёнок потерял сознание, уложите его на ровную поверхность и приподнимите его ноги на 20-30 см выше уровня туловища.
  4. Похлопать по щекам, растереть виски.
  5. Дать вдохнуть пары нашатыря, либо уксуса, либо другого резко пахучего вещества (детям старше 3-х лет).
  6. Повернуть голову ребёнка на бок для предотвращения удушья в случае рвоты.
  7. Проверить есть ли дыхание и пульс (сердечные сокращения), если нет — вызвать неотложную помощь и проводить искусственное дыхание.

Если обморок длится более 5 минут, вызвать неотложную помощь. После прихода в себя дать попить горячий сладкий чай. Хотя обмороки, длящиеся менее 5 минут обычно не причиняют вреда ребенку, необходимо выяснить причину их возникновения. Даже если обморок произошел впервые, обязательно обратитесь к врачу в ближайшее время!

Признаки особо опасных заболеваний, сопровождаемых повышением температуры

Лихорадка может быть признаком таких серьезных заболеваний как менингит, инфекция мочевыводящих путей и сепсис. Необходимо срочно вызвать скорую помощь или доставить ребенка в приемный покой больницы, если у него:

  • Отмечается напряжение и жесткость мышц шеи,
  • Появилась сыпь, которая не исчезает, когда на нее нажимают пальцем
  • Ребенка сильно раздражает свет,
  • Приступ лихорадки не проходит, ребенка «трясет» от озноба
  • У ребенка необычно холодные руки и ноги
  • У ребенка бледная, пятнистая, синяя или серая кожа
  • Плач малыша стал слабым, стонущим, не похож на обычный
  • Малыш сонлив, вял, и его трудно разбудить
  • Ребенку тяжело дышать, живот втягивается при дыхании под ребра
  • У новорожденного ребенка родничок на макушке стал выпуклым

Что делать, если у ребенка происходит припадок? Приступы — очень тяжелый побочный эффект лихорадки у некоторых детей. Фебрильные судороги встречаются у 2–4% всех детей в возрасте до 5 лет. Не все припадки вызывают резкие подергивания мышц. Некоторые припадки выглядят как «обморок». Если у ребенка развивается припадок, нужно сделать следующее:

  1. Положите ребенка на бок.
  2. Ничего не кладите ребенку в рот, даже если «опытные» бабушки рекомендуют это сделать.
  3. Срочно вызовите скорую помощь, если приступ длится более пяти минут.
  4. Если приступ длится менее пяти минут, позвоните своему врачу или вызовите его на дом для неотложной консультации.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]